Как правильно эксплуатировать горный велосипед
- Подробности
- Просмотров: 5569
Грамотная эксплуатация горного велосипеда
Как вы уже поняли, горный велосипед имеет достаточно сложную конструкцию, поэтому требует грамотного обслуживания на протяжении всего времени эксплуатации. И это не только сократит время его вынужденного простоя, но и значительно сэкономит деньги на его обслуживании.
Опытные велосипедисты так же советуют обратить внимание на правильный режим тренировок, в чем существенную помощь может оказать фитнес браслет с пульсометром и давлением, который поможет проанализировать ваши показатели.
1. Чистота
Самое первое правило – содержите ваш байк в чистоте. Это поможет избежать не только неряшливого вида, но и несвоевременного износа деталей. Некоторые владельцы горных велосипедов после покатушки «символически» брызгают его аэрозолью WD-40, считая, что это и очиститель и смазка в одной упаковке. Но именно они рискуют уже через пару дней испытать огорчение – заклинившие подшипники. Горный велосипед требует полную очистку с тщательным обезжириванием и мыльной водой. А после каждых 200 км пробега необходимо очищать цепь, для чего я приобрел в AliExpress портативное устройство для очистки цепи.
Как видно из фотографий, в него наливается немного воды с неагрессивным чистящим средством, затем укладывается цепь и закрывается верхняя крышка. Фиксируется устройство ручкой. Теперь достаточно свободно прокрутить цепь, чтобы многочисленные щеточки тщательно удалили грязь и старую смазку. Качество очистки будет видно по загрязнению воды. После этого необходимо промыть цепь несколько раз обычной водой и протереть ее насухо х/б тканью.
Систему звездочек удобно промыть специальными щетками, которые помогут добраться в самые труднодоступные места.
2. Смазка цепи
После просушки необходимо смазать цепь, для чего лучше использовать смазочное масло. Я приобрел его в специально разработанной бутылочке, которая удобно смазывает каждое звено цепи и все остальные узлы горного велосипеда.
Своевременная смазка не дает быстро изнашиваться цепи, задней кассете и передней системе звезд. Да и на смазанной цепи ездить куда приятней.
3. Защита пера и рулевой вилки горного велосипеда
Во время активных покатушек по пересеченной местности цепь нередко бьется о нижнее перо рамы и повреждает краску. Это не только некрасиво, но и нежелательно для металла, из которого изготовлена рама горного велосипеда. Для себя я купил защиту пера из нейлона на липучке, которая, несмотря на свою малую стоимость, отлично выполняет свою функцию. Продаются пластиковые изделия, которые несколько дороже, но я остановился на этой.
Аналогичная защита предусмотрена и для рулевой колонки. Она не дает оседать пыли и грязи на «ноги» вилки, что заметно продлит срок ее эксплуатации. Для своего горного велосипеда я выбрал защиту вилки черного цвета, хотя в продаже они бывают различных цветов и с логотипами ведущих фирм, выпускающих байки.
4. Защитная пленка
Не раз замечено, что рубашки тросиков, там, где они соприкасаются с рамой, протирают краску до металла, что не есть хорошо. Да и ремни подрамных сумок могут нарушить покрытие. Чтобы это предотвратить, предусмотрены специальные наклейки и защитные пленки, которые байк и украсят, и обеспечат ему дополнительную защиту.
Контролируйте состояние вашего горного велосипеда
Перед каждой поездкой
- Проверьте четкое блокирование тормозов, прокатывая байк вперед-назад;
- Проверьте давление в колесах. О выборе необходимого значения вы можете почитать в статье «Покрышки и камеры для горного велосипеда»;
- Проверьте усилие зажима колесных эксцентриков. Напоминаю, что колесо фиксируется в вилке не вращением ручки эксцентрика, а закрыванием его ручки с усилием – 10-15 н/м.
После 100-200 км пробега (раз в неделю)
- Произведите чистку и смазку цепи. Для очистки используйте специальный очиститель и устройство, рассмотренное ранее в п.1 этой статьи. Смазка должна быть на силиконовой или тефлоновой основе (п.2 этой статьи). Интервал может быть изменен в зависимости от частоты катания и погодных условий.
После 500-800 км пробега (раз в месяц)
- Проверьте состояние износа цепи при помощи специального инструмента (Рассмотрено в статье «Инструменты для обслуживания горного велосипеда»);
- Проверьте состояние подшипников в рулевой колонке, педалях, каретке и во втулках;
- Проверьте усилие затяжки шатунов (с посадкой на вал каретки – 35-40 н/м);
- Проверьте усилие затяжки руля и выноса – 5-8 н/м;
- Проверить наличие торцевого и радиального биения на колесах. При выявленной неисправности необходимо исправить или заменить обод;
- Проверьте состояние тормозных колодок.
Раз в год
- Проверьте состояние тросов и их оплетки. Тросы должны быть гладкими и свободно двигаться в оплетке. Оплетка не должна «сыпаться» рядом с упорами. При необходимости – произведите их замену;
- Обслужите амортизационную вилку. Для этого прочистите или замените сальники, замените амортизационную жидкость, если необходимо;
- Замените смазку в каретке, рулевой колонке и втулках, если они разборные.
В следующий раз я расскажу об инструментах, которые помогут содержать ваш горный велосипед в идеальном состоянии, а так же о крепком багажнике и велосипедной сумке.