Покрышки и камеры для горного велосипеда
- Подробности
- Просмотров: 8849
Особенности камер и покрышек горного велосипеда
Как я и обещал, поговорим о камерах и покрышках для горного велосипеда - наиболее удобного транспорта для выживания в горах.
Камеры для горного велосипеда
Основные характеристики камеры:
- Диаметр – обязательно должен соответствовать диаметру колеса;
- Ширина – выбирается в зависимости от спецификации велосипеда;
- Ниппель – односторонний клапан, через который в камеру закачивается воздух под давлением и удерживает его. Бывает трех типов (отдельно поговорим о каждом);
- Толщина стенок – напрямую зависит от стиля катания. Для гоночных важнее вес, поэтому они используют тонкостенные модели камер, а для экстремальной езды и преодоления бездорожья выбирают камеры с толстыми стенками, что помогает обезопасить их от частых проколов;
- Материал – в основном камеры изготовляются из бутилового каучука, но легкие и качественные их латекса.
Типы ниппелей
По своему конструктивному исполнению они могут быть:
- Обрезиненные – отличающиеся меньшим удобством и надежностью, чем металлические. У них высок риск отрыва во время неаккуратной подкачки и возможно повреждение о края отверстия в ободе. Применяется при производстве только дешевых камер.
- Металлические с резьбой – обеспечивают высокую надежность благодаря фиксирующей гайке, которая удерживает ниппель от смещения и утапливания при накачивании камеры. Основными производителями являются Schwalbe, Continental, Kenda, Maxxis, Tioga, Cycledesign и др.
В настоящее время используются три типа ниппелей:
- Автомобильный Shrader;
- Велосипедный Dunlop;
- Спортивный Presta.
Shrader – наиболее распространенный ниппель, обозначается как AV(AutoValve). Имеет вид цилиндра с резьбой Ø8 мм и длиной 40 мм. Так же он используется в велосипедных вилках и задних амортизаторах. Удобен тем, что подкачать камеру можно, как любым автомобильным насосом, так и на любой автозаправке. Но производители часто выпускают универсальные велосипедные насосы, которые одновременно подходят для ниппелей типа Shrader и Presta, поэтому можно выбирать любой из них.
Dunlop – самый старый тип и, как правило, менее надежный. Обозначается как DV (Dunlop Valve). Использовался в моделях велосипедов советского производства и в настоящее время выпускается редко. Имеет Ø 8 мм, но накачивается насосом для Presta. Данный ниппель неудобен как при установке камеры, так и при проверке давления в ней. Для этого используется дополнительный вентиль от компании Schwalbe. В качестве запорного клапана в ниппеле применяется небольшая резиновая трубочка, которая меняется в случае неисправности.
Presta – ниппель спортивного (французского) типа, активно применяемый в камерах для шоссейных, гибридных и горных велосипедов. Обозначается как SV (Sclaverand Valve), имеет Ø цилиндра 6 мм и длину от 40 до 80 мм. Завоевывает все большую популярность из-за небольшого размера и веса (на 5 г легче Schrader), совместимостью с гоночными ободами, поэтому эксперты советуют использовать именно его. Используется на гибридных, шоссейных, циклокроссовых и гоночных горных велосипедах, а так же в бескамерных покрышках. Для накачивания камеры верхняя гайка откручивается пальцами, а затем так же закручивается. Следует соблюдать осторожность при одевании и снятии насоса, чтобы не погнуть верхний тонкий стержень с зажимающейся гайкой на нем. Не советуется использовать покрышку с ниппелем Presta на ободах с широким отверстием, так как при торможении клапан может срезаться краем обода.
Материал для велосипедных камер
Для изготовления современных камер для велосипедов применяется два материала:
- Бутил – изготавливаемый из искусственного каучука. Из этого материала изготавливаются изделия, рассчитанные на повседневную езду, то есть для использования в большинстве велосипедов. Основными достоинствами камеры из бутила является небольшая стоимость, хорошая удерживаемость воздуха (резина постепенно травит воздух) и высокая износостойкость. Цена таких камер зависит от качества сырья, что, в свою очередь, влияет на антипрокольные свойства и износостойкость. То есть низкокачественные камеры для велосипедов быстрее стираются и чаще рвутся в месте соединения с ниппелем и на швах.
- Латекс – изготавливается из натурального каучука, что определяет их высокую эластичность и устойчивость к проколам типа «змеиный укус». Эти камеры используются для оснащения профессиональных гоночных велосипедов из-за малого веса и минимальных потерь энергии. Камеры из латекса не применяют для повседневного использования вследствие быстрого износа и уязвимости к обычным проколам.
Выбор велосипедной камеры по размеру
Камеры для велосипедов должны точно по своим размерам совпадать с ободом и покрышкой, иначе могут возникнуть проблемы. К примеру, если покрышка больше по ширине, чем камера, то последнюю раздует и она лопнет.
Размеры камер и покрышек нанесены на их внешнюю сторону, как показано на фотографии. И вы наглядно можете увидеть, что цифры не совпадают, то есть камера предназначена для колеса 26”, а покрышка – 29”.
Теперь про маркировку более подробно. Если на велосипедной камере вы видите 26 х 2.125 (559 х 57), то первые цифры обозначают размеры в дюймах, а в скобках – в миллиметрах. При этом 26 и 559 – посадочный диаметр, а 2.125 и 57 – ширина покрышки.
Так же камеры различаются по своим характеристикам, что обуславливает их использование на различных типах байков. Это удобно проследить на велосипедных камерах фирмы Maxxis и соотнести данные с камерами других производителей.
Maxxis Welter Weight
Наиболее простая камера для общего применения. Компромиссом между весом и устойчивостью к проколам является ее толщина стенки – всего 0,9мм.
Maxxis Ultra Light
Камеры для спортивных велосипедов, участвующих в соревнованиях, где важен минимальный вес. Толщина стенки уменьшена до 0,6мм, что без заметной потери прочности позволило сделать ее легче на 20%.
Maxxis Flyweight
Данная велосипедная камера – для профессионалов. Изготовлена из бутила и благодаря толщине 0,45мм – наиболее легкая.
Maxxis Freeride
Предназначена для экстремального катания с высокими нагрузками. Толщина стенки – 1,2мм, вес 292 г. Устанавливается в покрышки шириной 2,2-2,5 дюймов.
Maxxis Downhill
Наиболее надежная камера для гонщиков доунхиллеров. Благодаря толщине стенки 1,5мм, она практически не боится проколов и может использоваться с пониженным давлением. Ее вес 465 г.
Давление в велосипедной камере
От давления внутри камеры напрямую зависит проходимость велосипеда и безопасность его вождения. Но выбор правильного значения давления зависит от того, какими покрышками вы пользуетесь.
Параметры оптимального давления указываются на самой покрышке и могут иметь вид: 2.8 – 4.5 bar или же 35-65 psi, то есть минимальное и максимальное его значения в bar или psi. Для горного велосипеда это значение выбирается ближе к 3.0 bar, хотя оно зависит от грунта, по которому вы будете передвигаться.
Необходимо учитывать, что намного проще пробить недокачанные колеса. Да и при низком давлении в камере тяжелее крутить педали из-за худшего наката. В то же время, сильно большое давление ухудшит проходимость на мягких почвах, и вас будет заметно трясти при езде. То есть важно соблюсти баланс между накатом и сцеплением с грунтом. Так же не забывайте о собственном весе – чем выше его значение, тем больше должно быть давление в камере.
Хорошо накачанное колесо имеет полукруглую форму и обеспечивает лучший накат, но его твердая поверхность не дает покрышке «облизывать поверхность» и сцепление ухудшается. Для максимального сцепления (к примеру, на песке) давление снижают, чтобы увеличить пятно контакта и улучшить управление велосипедом. Но это имеет свои минусы.
Низкое давление в камере ухудшает накат, а так же чревато пробоями типа «змеиный укус», когда колесо сталкивается с твердой поверхностью и обод пробивает камеру. В итоге мы видим две дырки в резине, напоминающие укус змеи.
Поэтому давление для МТВ-покрышек (англ. mountain bike – горный велосипед, сокращённо MTB) выбирается в пределах 2,5-4,5 bar. Стоит отметить, что выбор давления зависит так же от качества резины и ширины покрышки, поэтому лучше провести эксперимент на грунте, взяв с собой манометр. Отмечайте деформацию покрышек и проходимость вашего байка. Остановитесь на давлении, которое обеспечит максимальный комфорт езды на велосипеде.
Зависимость давления в камере от вида велосипедных покрышек
К примеру, для полуслика совершенно не подходит низкое давление в камере, ведь оно нивелирует все его достоинства. Благодаря его полукруглой форме, на твердой дороге к поверхности прижимается гладкий протектор, расположенный по центру покрышки. На мягком же грунте в колесе задействуются боковые грунтозацепы. Если полуслик накачать плохо, грунтозацепы по бокам будут задевать асфальт, что ухудшит накатистость. Так что следует помнить – полуслик накачивают максимально.
Покрышки для кросскантри имеют не сильно выраженные грунтозацепы, но имеют ширину от 2,1 до 2,3 дюймов, что хорошо подходит для лесных дорог. Идеальным давлением для таких колес будет 3-4 атмосферы.
Вообще-то, для катания в горах больше подходят покрышки шириной от 2,3 дюймов, ведь для них необходимо хорошее сцепление с грунтом. Давление в них подбирается экспериментально. Главное, чтобы камера не пробилась на жестком спуске или на дропе.
Совместимость велосипедных колес
- Все современные велосипедные насосы выпускаются совместимыми с ниппелями типа Presta и Schrader;
- Если у вас есть автомобильный насос под Schrader, вы можете накачивать им камеры с ниппелями Dunlop и Presta, используя специальную гайку-переходник;
- Ниппели Dunlop и Presta имеют одинаковую резьбу, поэтому насосы для них и колпачки совместимы;
- Камера с ниппелем Dunlop без проблем устанавливается на обод с отверстием для ниппеля Schrader;
- Обод для ниппеля Presta с внутренней шириной более 17мм можно рассверлить под Schrader сверлом 8мм. После этого края отверстия необходимо обработать круглым надфилем, чтобы исключить порезы камеры оставшимися заусенцами;
- В обод с отверстием Schrader возможен монтаж камеры с ниппелем Presta, благодаря специальным пластиковым вкладышам.
Методы ремонта велосипедных камер
Защитить камеру от проколов может помочь густая жидкость «Антипрокол», которая заливается в нее перед накачиванием. В случае прокола, «Антипрокол» начинает выходить вместе с воздухом и залепляет отверстие, предотвращая потерю давления в камере. Часто на рынке попадаются камеры с уже залитым средством, но опытные мастера не советуют их покупать. Часто, качество «антипрокола» бывает сомнительным, и его эффективность недостаточной. Лучше приобрести его отдельно и самостоятельно залить в велосипедную камеру.
Более привычными средствами ремонта являются клей и заплатка. Они являются обязательным атрибутом велоаптечки. Заплатки могут быть уже с нанесенным клеевым слоем, но они не так надежны, как обычные. Главное, после заклеивания камеры, проверить покрышку, чтобы в ней или на внутренней поверхности не остался источник прокола (гвоздь, колючка или стекло). Иначе придется клеить камеру еще раз. Для заклеивания прокола необходимо помыть и высушить камеру. Найти отверстие, зачистить место вокруг него и нанести клей на площадь, немного большую, чем будущая заплатка. После этого снять защитную пленку с приклеиваемой поверхности заплатки и плотно прижать ее к камере на 5 минут.
При отрыве ниппеля специалисты советуют заменить камеру, ведь такой ремонт практически невозможен. Поэтому в дальние поездки необходимо брать запасную камеру. К слову, наличие запасной камеры избавит вас от долгой остановки. Замените пробитую камеру на запасную и продолжайте поездку, а ремонтом можно заняться и дома.
Вот основные сведения, которыми я хотел поделиться с вами. О колесах и их составных частях мы еще поговорим в последующих статьях.